Ветеран Тушинского машиностроительного завода поднимала целину в 1950-х
Майе Демидовой с улицы Героев Панфиловцев 89 лет. Почти 40 из них она проработала конструктором на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ). В 1954 году по комсомольской путёвке она отправилась поднимать целину…
Первый пункт — Рубцовск
Ей было 20 лет, когда она окончила авиационный техникум.
— А тут выходит постановление ЦК КПСС об освоении целинных земель, — вспоминает Майя Александровна. — И мы с подругой загорелись.
Тогда, в 1954 году, в Казахстан, на Урал, в Сибирь и в Поволжье по комсомольским путёвкам отправились сотни тысяч ребят. Майе и её подруге достался Алтайский край.
— Мы прибыли в маленький город Рубцовск, — рассказывает она. — Поселили нас в заезжем доме — это что-то типа гостиницы. В заезжем доме остановился и механик машинно-тракторной станции (МТС) из-под села Никольского, дядя Миша Орлов. — А нам как раз туда и надо было ехать! – вспоминает Майя Александровна. — Дядя Миша нас подвёз.
Рабочий день начинался в четыре утра
Так Майя с подругой стали механиками на МТС. Но комбайн не самолёт. Опыта работы с сельскохозяйственной техникой у москвичек не было.
— Выручали инструкции, — вспоминает Майя Александровна. — По ним мы всё собирали, как конструктор.
И всё-таки вскоре девушка поняла, что из мастерской её тянет в поле.
— Ведь я приехала осваивать целину! — улыбается она. — Хорошо, что зимой в райцентре организовали курсы комбайнеров. Пошла и записалась.
Майя научилась водить комбайн-самоходку и делала это не хуже мужчин. Кстати, в мужском коллективе комбайнеров она была единственной девушкой. Но скидок ей не делали. А во время уборки зерна даже доверили ещё более сложную работу: назначили штурвальным на прицепной комбайн «Сталинец». В обязанности штурвального входило ежедневное техническое обслуживание комбайна.
— В четыре утра, пока комбайнер спит, а на улице невыносимый холод, мне нужно было смазать все подшипники, проверить уровень масла, очистить от пыли мотор и радиатор и сделать ещё множество важных дел, — вспоминает Майя Александровна. — У меня даже бицепсы появились из-за того, что постоянно закачивала солидол в смазочный шприц!
На обед — хлеб и бутылка чая
Своего жилья у приезжих покорителей целины не было. Жили они в избах местных жителей.
— Помню, в доме был земляной пол, а ели мы вместе с хозяевами из общей миски, — рассказывает Майя Демидова. — Потом меня поселили в семью ветеринара. Я жила в одной комнате с ним, его женой и маленьким ребёнком. Когда тот плакал, вставали ночью к нему все, кто находился рядом. Я считала, что это вполне нормально.
Вспоминает Майя Александровна и еду колхозников.
— С собой на обед я брала бутылку со сладким чаем и пышный белый хлеб. Иногда из колхоза нам привозили обрат — обезжиренное молоко. Всё это было просто, но вкусно.
Вернувшись через три года в Москву, на ТМЗ, Майя Демидова устроилась работать конструктором в экспериментальный цех Тушинского машиностроительного завода, где изготавливали пульты и стенды для проверки ракетных систем. Продолжала трудиться даже на пенсии. Остаётся она энергичной и сейчас. В свои 89 лет занимается в секции скандинавской ходьбы и, какая бы погода ни была, ни разу не пропускала занятия.