Самоотверженность и преданность Родине: воспоминания специалистов Департамента ГОЧСиПБ, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Иногда, чтобы защитить интересы Родины, наши сограждане отправляются далеко за ее пределы. Ежегодно 15 февраля в России отмечают День памяти воинов-интернационалистов, приуроченный к выводу советских войск из Афганистана в 1989 году. В 2011 году праздник получил официальный статус и стал называться «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».
В рядах столичного Пожарно-спасательного центра есть работники, которые проходили службу на чужой земле. Один из них – водитель отряда инженерной техники Александр Ищенко. Он поделился своими воспоминаниями.
«Еще до призыва я выразил желание пополнить ряды воздушно-десантных войск. Начинал службу в Литве, в городе Рукла. Когда началась афганская кампания, написал заявление, что хочу продолжить служить в Афганистане. Так я попал в Кабул на должность механика-водителя самоходной артиллерийской установки СУ-85. Наш отдельный самоходный дивизион охранял аэродром», – вспоминает Александр.
Самоотверженность и преданность Родине: воспоминания специалистов Департамента ГОЧСиПБ, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
28 апреля 1980 года – дата, которую Александр Ищенко не забудет никогда. В этот день его самолет приземлился в Кабуле, и в этот же день у него родилась дочка.
«Я и мои боевые товарищи выехали в патруль на трех КАМАЗах. Перед нами выскочил местный житель и открыл стрельбу из ружья. Он ранил водителя автомобиля, с которым я находился рядом. Меня не задело. Водитель, которого ранили, остался жив: на счастье, санитарная машина приехала быстро. Позже его комиссовали», – рассказывает Александр.
После этого случая Александра Ищенко вызвал командир дивизии. Повод был несколько иным: в часть пришло письмо, в котором было сказано, что его девушка родила. Их отношения не были узаконены, и командир поинтересовался, хочет ли Александр взять девушку в жены. На что солдат ответил четко и уверенно: «Конечно, хочу!» В честь боевого крещения и изъявленного желания жениться рядового Ищенко отправили в отпуск. Заключенный тогда брак длится и по сей день.
Отдельного внимания заслуживает афганский быт. Жара и санитарная составляющая диктовали свои условия.
«Мы жили в палатках, на метр врытых в землю. Днем температура могла подниматься выше 50-ти градусов. Чтобы хоть как-то спать, мы сооружали балдахины из простыней, а дневальный поливал их водой. Это давало возможность подремать хотя бы несколько часов. Санитарные условия тоже были непростые – вокруг было много инфекций. Наш доктор где-то узнал старый проверенный способ: вместо воды пить отвар из верблюжьей колючки. На вкус не очень, зато мы были в безопасности», – вспоминает Александр.
С некоторыми сослуживцами Александр Ищенко до сих пор поддерживает связь. Можно сказать, там, в Афганистане, мальчишки сели на поезд до станции «Взрослая жизнь», а сошли с него уже мужчинами.
«Я и подавляющее большинство моих боевых товарищей писали рапорты о переводе в Афганистан добровольно, потому что нас так воспитали. По-другому было нельзя. Даже мысль не проскакивала, что необходимо поступить иначе», – рассуждает Ищенко.
Демобилизовавшись, Александр работал дальнобойщиком. Объездил всю материковую Европу. Больше всего запомнилась Италия. По мнению специалиста, местные жители максимально приближены по менталитету к русским.
«Я работаю в Пожарно-спасательном центре с 2009 года. За это время был во множестве командировок. Например, возил гуманитарные грузы в Крымск, Крым, Луганск, Осетию. Работа мне очень нравится. Во-первых, я помогаю людям, получая от этого огромное моральное удовлетворение. Этот труд для непосвященных малозаметный, но когда тебя отмечают, приятно. Во-вторых, не сижу на месте, что не дает закиснуть», – улыбаясь, говорит Александр Ищенко.
Что интересно, в жизни Александра есть одна стабильная составляющая – это дорога. Только он сменил транспорт – самоходную артиллерийскую установку на грузовик, перевозящий гуманитарные грузы. И в том, и в другом случае он поступал по совести, преследуя две цели: защиту интересов Родины и помощь людям.
В Московском авиационном центре работает 13 специалистов, которые выполняли свой интернациональный долг в Афганистане. И свыше 50 ветеранов боевых действий, принимавших участие в других конфликтах за пределами страны, которые и сегодня продолжают стоять на страже безопасности столицы. С одним из таких героев – Олегом Солововым – старшим диспетчером смены Московского авиацентра, мы поговорили в преддверии знаменательного события.
В прошлом летчик-снайпер, в настоящем — ветеран ВВС, Олег награжден орденами за службу Родине в ВС СССР и медалями за воинскую доблесть, за выполнение интернационального долга. В годы боевых действий в Афганистане Олег Соловов служил в Саратовской области в городе Петровске летчиком-инструктором, где занимался подготовкой курсантов в летном училище. В феврале 1986 года написал рапорт с просьбой направить его в республику Афганистан для выполнения интернационального долга, в июле его кандидатуру утвердили, а в сентябре Олег приземлился в аэропорту Кабула.
«В Афганистане я со своим экипажем с сентября 1986 по ноябрь 1987 совершил 630 боевых вылетов на самолете Ан-26. Это был ежедневный труд на благо Отчизны без выходных и праздников. Мы каждую минуту по команде были готовы подняться в воздух», – рассказал участник боевых действий.
По словам Олега, полеты в Афганистане значительно отличались от вылетов в мирное время. К этому летчикам необходимо было привыкнуть.
«Каждый день приходилось сталкиваться со сложностями. Например, на территории Афганистана зона аэродрома составляла 2 километра – в таком ограниченном пространстве мы должны были взлететь и совершить заход на посадку, и только после этого выходить на маршрут. А в конце 1986 года возникла новая сложность – был сбит наш самолет Ан-12. После этого приказали выполнять полеты только в ночное время – это стало нашим новым жизненным вызовом», – поделился воспоминаниями Олег.
Как отмечает летчик, самым сложным испытанием для него стали горы, так как над скалистыми вершинами остро ощущался дефицит радиотехнического оснащения средствами и устройствами навигации в полете.
«В такие моменты всему экипажу приходилось применять теоретический курс летных училищ, – поделился Олег. – Мы вооружались картами и по ним с помощью линейки с учетом отклонения ветра строили маршрут. Двигались по выстроенному пути, отыскивая среди горных хребтов часто совершенно незаметный аэродром. В такие минуты я вспоминал подвиги летчиков в годы Великой Отечественной войны, у которых под рукой не было никаких технических средств».
Олег Соловов отмечает, что любому солдату на войне силы придают близкие и родные люди, писем от которых ребята ждут с нетерпением и трепетом, ведь это единственная связь с семьей, домом и друзьями.
Афганистан Олег еще вспоминает как место, которое каждого человека открывает таким, каков он есть. Все душевные качества: и хорошие, и плохие, выходят наружу – скрыть их невозможно. Это отмечают многие, кто столкнулся с критическими ситуациями в своей жизни. Не стал исключением и наш герой. Правда, Олегу за время службы повезло встретить настоящих, верных и надежных товарищей – как говорится, на века.
«Наша дружба с ребятами из экипажа Ан-26 продолжается до сих пор. То время научило нас дорожить и поддерживать друг друга в любой ситуации. Пройденный путь показал ценность человека рядом!» – с улыбкой добавляет герой.
Тем не менее о своей непростой службе в Афганистане Олег скромно говорит: «Чтобы в тот период не происходило, сейчас я вспоминаю его с чувством огромной благодарности за жизненные уроки, за друзей, за возможность проверить личные качества».